Пн-вс: 10:00—20:00
whatsapp telegram vkontakte email

Бортовка — прокладочная ткань, используется для уплотнения деталей одежды

В самом названии «бортовка» уже определено назначение материала. Он используется как уплотнитель и фиксатор ткани для бортов и воротника костюма и пальто, в классических моделях одежды его подкладывают также и под плечи. Применение таких жестких прокладок, сшитых по точным лекалам, позволяет создать четко выраженную трехмерную поверхность, безупречно сидящую на любой фигуре. Поэтому, хотя бортовка находится межу тканью верха и подкладкой, и в отличие от них остается невидимой, к ее выбору нужно подходить очень ответственно.

Изображение бортовки

Разновидности бортовой ткани

Особенность бортовки – жесткость, которая не дает усадку и не сминается. Эти свойства ткани достигаются с помощью пропитки материи аппретом (смесью из крахмала), синтетических смол, эфира и некоторых других веществ.

Большим множеством видов, ткань не отличается, но есть классификация по разновидностям:

  • клеевая бортовка – дополнительно, при производстве, одну сторону покрывают клеем;
  • неклеевая бортовка или выстежная – пришивается к изделию.

Клеевая прокладочная ткань крепится на ткань-основу с помощью пресса или утюга, а неклеевая – пришивается специальным швом, таким как «козлик».

Бортовая ткань неклеевая

Бортовая ткань неклеевая

Зачастую клеевую бортовку используют во время пошива мужской одежды, а в женской применяют пришивную (выстежную). Швеи отдают предпочтение в работе с липкой подкладкой, поскольку она не занимает много времени и трудозатрат.

Ткань делится и по жесткости:

  • среднюю;
  • легкую;
  • грубую.

Выбор подкладочного материала напрямую зависит от основной ткани изделия, от ее толщины. Чем крепче бортовка, тем лучше будет держать форму любой элемент одежды.

Как работают с бортовкой?

При создании костюма или пальто качество кроя и обработки бортовочного материала не менее важно, чем работа с тканью верха. Эти операции требуют высокой квалификации и немалого срока обучения.

Бортовка вшита в ручную

  1. Классическая английская технология bespoke предполагает индивидуальный раскрой и преимущественно ручную работу. В индивидуальном пошиве высокого класса проводится подгонка стандартных лекал (обычно три-четыре детали, соединение которых создает требуемые линии силуэта).
  2. Элитные мужские пиджаки предполагают до пяти слоев бортовки, а иногда и прокладку по всей полочке, осуществляя многократное отпаривание и прошивку вручную мелкими стежками (козликом).
  3. Особого мастерства требует соединение бортовки с лацканом, при котором должна захватываться только одна нитка основной ткани – именно качество этой операции и частота стежков являются одним из критериев квалификации мастеров индивидуального пошива.
  4. Для бюджетных пальто и костюмов, особенно при промышленном производстве, применяется прокладочный материал, имеющий клеевую основу на одной стороне. Такая бортовка менее трудоемка в обработке, ее можно использовать не слишком опытным закройщикам и швеям, а также для создания упрощенных моделей, в первую очередь для детей и молодежи. Но, разумеется, выглядеть и носиться такая одежда будет не столь выигрышно, как сшитая по традиционной технологии.

Производство подкладочной ткани

Главным отличительным свойством бортовки, от других подобных полотен, служит ее плотность и умение фиксировать форму.

В состав материи могут входить волокна:

  • льна;
  • хлопка;
  • шерсти;
  • синтетики (в виде добавок).

Для повышения суровости к льняному или хлопковому волокну может быть добавлен конский или верблюжий волос.
Ткань имеет самое простое льняное полотняное плетение. В нем каждая нить основы переплетается с уточной через одну.

ШИНЕЛЬНЫЕ ТКАНИ

Для пошивки шинелей применяются шерстяные ткани повышенного веса (650-800 г 1 кв. метр). К шинельным тканям, помимо хорошего внешнего вида, предъявляются особые требования: эти ткани должны быть плотны, не дряблы, иметь хорошие тепловые свойства, значительную толщину, противостоять смятию и истиранию, защищать от действия ветра, дождя, сохранять хороший внешний вид после намокания. Все шинельные ткани по своей выработке являются суконными. Для суконных тканей применяется пряжа пушистая, вырабатываемая из коротковолокнистой шерсти. В отделке суконные ткани подвергаются сильной увалке, благодаря чему происходит их усадка по длине и особенно по ширине, толщина ткани значительно увеличивается, поверхность ее с лица и изнанки «заваливается», и ткацкий рисунок покрывается слоем прочно свалявшихся волокон. От качества валки суконных тканей в значительной мере зависит добротность их: плотность, ремнистость наощупь, отсутствие рыхлости, дряблости, полнота и ровнота лицевого войлокообразного застила, прочность в носке.

Известно три типа шинельных тканей: драп-кастор, драп и сукно .

Драп-кастор

является наиболее высокой по качеству шинельной тканью. Он вырабатывается из особо тонкой суконной пряжи (№ 15-16), для которой идут отборные мериносовые шерсти. Драп-кастор вырабатывается особо плотно, двуслойным переплетением с последующей и тщательной увалкой в отделке. В результате такой выработки получается стойкий плотный драп, в то же время мягкий, нежный наощупь, с красивой складкой в одежде. В пошивке драп-касторы считаются трудными тканями: вследствие плотности они плохо поддаются усадке, требуют особо тщательного выполнения швов, осторожной утюжки во избежание малейшего подпаливания, для хорошей разутюжки швов — много усилий. Однако труд мастера при пошивке шинели из кастора вознаграждается эффектным видом изделия, стройностью, изяществом линий, стойкостью приданной формы во время
носки изделия. В текущем ассортименте вырабатывается драп-кастор арт. № 1130 стального цвета, шириной 138 см с кромками, весом 725 г 1 кв. метр. Применяется драп-кастор для пошивки парадных шинелей генералов.
Драп мериносовый

, чисто шерстяной, вырабатывается из тонкой мериносовой пряжи (№ 11-12), двуслойным переплетением с хорошей увалкой, обычно темносерого цвета. В зависимости от качества сырьевой смески, плотности увалки этот вид драпа может быть мягким или более плотным. Однако рыхлость структуры, излишняя пушистость ткани недопустимы, так как такой драп во время
носки будет взлохмачиваться, а изделие терять приданную форму. Драп мериносовый пошивку проходит более легко, нежели драп-кастор: он сравнительно легко обрабатывается утюгом, ложится красивыми линиями. В текущем ассортименте вырабатывается драп мериносовый арт. 104, темносерого цвета, шириной 138 см с кромками, весом 730 г 1 кв. метр. Применяется для пошивки повседневных шинелей генералов и частично старшего офицерского состава.
Драп шинельный полугрубый

вырабатывается из полугрубой шерсти с примесью искусственной (утильной) шерсти, а в ряде артикулов и хлопка. Переплетение двуличное, при котором один уток выходит преимущественно на лицевую сторону драпа, а второй наизнанку. В зависимости от смески, качества пряжи, плотности нитей и отделки (валки) качество полугрубого драпа может быть различным. Хорошие по выработке полугрубые драпы являются стойкими в носке, практичными тканями, вполне удовлетворительными по внешнему виду, хотя они и не обладают мягкостью мериносового драпа. В пошивке эти драпы могут уступать мериносовым драпам, так как при значительной плотности и наличии растительных волокон они неподатливы при влажной обработке, требуют тщательной разутюжки для придания хорошего внешнего вида изделию. Полугрубый драп применяется на пошивку шинелей старшего и младшего офицерского состава. Характеристика шинельного полугрубого драпа № 224: ширина 139 см, вес 1 кв. метра 790 г, растительных примесей (хлопка) не более 15%.

Сукно полугрубое

темносерое, шириной 139 см, по своему внешнему виду и свойствам близко стоит к драпу полугрубому, но вырабатывается не двуличным, а полотняным переплетением с значительной увалкой. Назначение его такое же, как и драпа полугрубого.

Сукно шинельное

из грубых шерстей из пряжи невысоких номеров: № 4,5-5,0. В смеску вводятся, помимо натуральных шерстей, обраты производства, утильная
шерсть , хлопок . Для получения стойкого, добротного материала, сукно должно быть плотно выработано, хорошо увалено, тщательно подстрижено с лицевой стороны. Сукно вырабатывается или полотняным, или саржевым переплетением, причем в первом случае сукно получается более стойким, плотным, ремнистым наощупь, а во втором — более мягким и рыхлым. В пошивке сукно саржевого переплетения обрабатывается более легко, но по качеству сукно полотняного переплетения предпочтительнее как по тепловым свойствам, так и по носкости. Для шинелей младшего офицерского состава и курсантов назначено сукно Х-10 темносерого цвета, шириной 139 см, весом 745-760 г с примесью хлопка в размере 15%
Импортные шинельные ткани представлены двумя типами тканей:

1. Сукно шинельное хаки АМ-6

, шириной 144-147 см, чисто шерстяное, вырабатываемое из смеси грубых и полугрубых шерстей. Это
сукно уступает сукну Х-10 по весу, толщине и тепловым свойствам. Будучи более тонким, это сукно требует более стойкой прокладки при пошивке изделия, так как само оно не является таким стойким, как сукно серошинельное. Носкость сукна вполне удовлетворительная.
2. Драп серый АМ-41

, шириной 140-148 см, вырабатывается из невысоких по качеству смесок: в составе их имеется до 30% обратов и до 40% утильной шерсти. По структуре рассматриваемый драп рыхловат, обрабатывается, в пошивке без затруднений, но в носке недостаточно практичен, взлохмачивается и вытирается. При пошивке требует основательной промежуточной и окончательной утюжки для увеличения уплотненности материала и его стойкости в носке.

СУКНА ГИМНАСТЕРОЧНЫЕ, МУНДИРНЫЕ И ШАРОВАРНЫЕ

По сравнению с шинельными тканями сукна вырабатываются более тонкими, с меньшим весом 1 кв. метра (450-500 г). Однако к выработке сукон предъявляются не менее высокие требования — они должны быть плотны, хорошо увалены, стойки на растяжение, ремнисты, с чистой, невзлохмаченыой поверхностью. По виду лицевой поверхности сукна могут быть ворсовые и безворсные. Ворсовые сукна подвергаются специальной ворсовке с последующей стрижкой ворса и его сильной запрессовкой. Вследствие такой выработки ворсовые сукна отличаются гладкой, ровной поверхностью лицевой стороны, небольшим блеском, который особенно проявляется при изгибах материала. В готовом изделии направление ворса должно быть сверху вниз, что должно иметь в виду при раскрое изделий. Для выработки ворсовых тканей применяются шерсти хорошего качества. Безворсные сукна не подвергаются специальному начесу, их лицевая поверхность представлена равномерным слоем свалявшихся волокон шерсти. По тонине, качеству и сырьевым смескам сукна могут быть различны.

В типовом ассортименте различают четыре типа сукна.

Сукно-кастор

мундирное, вырабатываемое весьма плотно, из тонкой шерсти и тонкой пряжи, с атласным застилом лица и хорошей увалкой.
Сукно может быть ворсовым и безворсным. Для основы в целях достижения большей плотности и крепости может применяться крученая тонкая пряжа. Вследствие своей плотности, стойкости на растяжение сукно-кастор трудно обрабатывается, может быть повреждено в случае применения толстых игл и частой строчки, требует весьма тщательного выполнения швов и отделочных работ. В данное время начата опытная выработка кастора мундирного арт.1205 цвета «морской волны».
Сукно тонкое

мериносовое вырабатывается из средней по тонине суконной пряжи, полотняным переплетением; хорошо уваливается.
Сукно тонкое отличается от сукна-кастора более мягкой выработкой, применением среднетонкой шерсти. Вырабатывается обычно безворсным. Пошивка сукна проходит более легко, сукно хорошо поддается влажным обработкам.
Сукно полугрубое

из метисных шерстей вырабатывается из более толстой пряжи и меньшей плотностью, нежели рассмотренные выше сукна.
Сукно из метисных шерстей, хотя и не является таким мягким, как мериносовое, но в носке прочно и хорошо сохраняет форму. Основное назначение чисто шерстяных сукон — пошивка мундиров и бридж или брюк к ним.
Сукно тонкое и полугрубое смешанное

вырабатывается с примесью хлопка до 40%. От описанных сукон отличается большей сминаемостью, меньшей податливостью при швейных утюжильных обработках, но швы выполняются без затруднений.
Сукно тонкое смешанное арт. № Б 102/50 шириной 139 см, предназначено для пошивок гимнастерок и шаровар. Сукно полугрубое смешанное арт. № 112 шириной 138 см вырабатывается из метисных шерстей в смеси с хлопком до 35%.

КАМВОЛЬНЫЕ ТКАНИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ДЛЯ ПОШИВА ГИМНАСТЕРОК, КИТЕЛЕЙ И ШАРОВАР

По своей выработке, строению и внешнему виду камвольные ткани существенно отличаются от суконных. Камвольные ткани вырабатываются из длинной, малоизвитой шерсти, подвергающейся в прядении гребенному прочесу. Камвольная пряжа значительно тоньше суконной пряжи, она непушиста и применяется обычно скрученной в два конца. Поверхность камвольных тканей, в отличие от суконных, открыта, совершенно гладка или слегка ворсиста, причем переплетение нитей рельефно проступает на поверхности материала, войлокообразный слой от валки, как это было у сукон и драпов, отсутствует. Взамен плотной увалки сукон прочность, добротность камвольных тканей достигается значительным увеличением плотности нитей, применением крепкого шерстяного волокна. Вес квадратного метра камвольных тканей несколько меньше, чем сукон, причем вес для костюмных тканей колеблется от 270 до 450 г. Средним весом является вес 300-350 г 1 кв. метр. Ткани с весом 400-450 г относятся к группе тканей повышенного веса, какими и являются ткани военного ассортимента. По сырьевому составу камвольные ткани могут быть чисто шерстяными, полушерстяными, когда наряду с шерстяной применяется хлопчатобумажная пряжа, и смешанными, когда при составлении смески к шерсти добавляются другие волокна (обычно коротковолокнистый искусственный шелк). Смешанные ткани на пошивку обмундирования Красной Армии не применяются. Основной ассортимент камвольных тканей для обмундирования генералов и офицерского состава представлен следующими артикулами.

Диагональ мериносовая № 1408

, шириной 142 см, чисто шерстяная, цвета -хаки, стального, темно- и светлосинего, вырабатывается из мериносовой крученой пряжи № 52/2. Является наиболее плотной, высококачественной тканью с нерезко выявленными диагоналевыми полосами на лицевой стороне. Обработки проходит хорошо, давая необходимые усадки при пошивке. Применяется для пошивки мундиров, кителей и бридж генералов.

Габардин мериносовый арт. 1311

, шириной 142 см, чисто шерстяной, тех же цветов, что и
диагональ , вырабатывается также из крученой пряжи того же номера. От диагонали отличается несколько меньшей плотностью уточных нитей, применением более рельефной диагонали, круто направленной вверх слева направо. Имеет то же назначение, но более труден в пошивке — более сыпуч, не так легко разглаживается, при неосторожной утюжке сгибы (низки рукавов, низ изделия и пр.) в носке быстро переламываются. Вследствие гладкой поверхности габардин скорее, чем диагональ , приобретает глянцевитость («зеркальность»), причем после отпарки глянец быстро выявляется вновь.
Габардин БН арт. № 1481

, шириной 139 см, полушерстяной, вырабатывается по основе из огрубленной мериносовой (или тонкой метисной) крученой пряжи № 32/2 и крученой хлопчатобумажной пряжи № 40/2 для утка. Выработка материала плотная, благодаря особенностям строения шерстяная пряжа выведена преимущественно на лицевую сторону, а на изнанку — нити хлопчатобумажного утка. Цвет
хаки , темносиний. Различают две разновидности полушерстяного габардина; уплотненный и типовой. Габардин полушерстяной представляет собой прочную ткань, хорошо зарекомендовавшую себя в носке. Наиболее подходит для пошивки гимнастерок и бридж офицерского состава. Пошивка кителей и мундиров из этой ткани затруднена тем, что плотная полушерстяная ткань плохо сутюживается и оформляется, а в носке теряет форму, если изделие не было тщательно выложено прокладками из парусины и волоса.
Диагональ арт. 160

, шириной 136 см, темносинего цвета, полушерстяная представляет материал для бридж, повышенного веса. Материал прочный, но в носке быстро приобретает глянец.

Импортные шерстяные ткани разделяются на три основных вида: диагонали, шевиоты и трико. Все ткани чисто шерстяные, при мочке дают значительную усадку (до 7%) и требуют портновской декатировки.

Диагональ АМ-40

, шириной 148 см, цвета темный
хаки , вырабатывается из крученой огрубленной пряжи № 37/2. Материал сравнительно толстый, слегка глянцевитый, средне податлив при утюжке. По мягкости и добротности значительно уступает нашей диагонали арт. 1408 и габардину арт. 1311. Применяется для кителей и бридж офицерского состава.
Диагональ АМ-38

, шириной 143-150 см, цвет светлый
хаки (реже стальной и синий ), вырабатывается из крученой пряжи по основе № 45/2 и однониточного утка № 24. Диагональ мельче, чем у арт. АМ-49, ткань мягче, несколько тоньше и лучше обрабатывается. Однако по плотности, мягкости и общей добротности уступает диагонали 1408 и габардину ч/ш (чистой шерсти). Назначение то же, что и диагонали АМ-49.
Шевиот АМ-2

шириной 144-149 см, светлый
хаки , тонкая саржевая ткань типа бостон, вырабатывается из огрубленного мериноса и крученой пряжи саржей 2/2. Обрабатывается в пошивке легко. Наиболее подходит для пошивки гимнастерок.
Шевиот АМ-4

, шириной 142-145 см, цвета
хаки , вырабатывается из полугрубой шерсти, из пряжи крученой по основе № 20/2 и утка № 9. Материал повышенного веса (520-540 г 1 кв. метр), выработан саржей 2/2, лицевая поверхность ворсиста.
Трико АМ-30

, шириной 154 см, легкая, гладкая, мягкая ткань, вырабатываемая из тонкой, крученой мериносовой пряжи комбинированным переплетением. Эту ткань иногда неправильно называют габардином. Как легкая и воздухопроницаемая ткань хорошо подходит для летних гимнастерок, а также для обмундирования женщин.

ТКАНИ ДЛЯ ЛЕТНИХ ПАЛЬТО

Для пошивки летних пальто применяются среднего веса камвольные ткани, обычно диагоналевого переплетения, обеспечивающего материалу гладкую поверхность, упругость, что имеет практическое значение для этих изделий.

Коверкот арт. 135

, шириной 136 см, вырабатывается в сером цвете, чисто шерстяным, из тонкой мериносовой крученой пряжи № 52/2. По весу эта ткань уступает рассмотренным кительно-мундирным тканям; вес 1 кв. метра около 300 г.

Из импортных тканей высококачественной тканью является габардин AM-12

, вырабатываемый из особо тонкой крученой пряжи № 50/2 высокой плотности. Поверхность материала выявлена рельефными диагоналевыми полосами. Ткань обладает большой упругостью и малой сминаемостью. Описанные ткани применяются для пошивки летних
пальто для генералов и частично старшего офицерского состава.

ПРИБОРНЫЕ СУКНА

Приборные сукна применяются для петлиц, околышей фуражек, лампасов и кантов. Для обеспечения наиболее однородного цвета и окраски прочной к свету приборные сукна вырабатываются чисто шерстяными. К приборным сукнам предъявляются специальные требования сукно должно быть сравнительно тонким, чтобы вшиваемый кант не выглядел слишком грубым и не давал толстого шва, поверхность сукна должна быть совершенно ровной, стойкой на трение, чтобы кант при носке не взлохмачивался. Узелки, утолщенные нити и другие мелкие пороки понижают качество приборного сукна. В зависимости от применяемой шерсти сукна могут быть мериносовыми (из тонкой шерсти) и полугрубыми (из метисной шерсти).

Сукно лампасное арт. 1039

, вырабатывается ворсовым, повышенной плотности из мериносовой шерсти. Лучший сорт приборного сукна.

Сукно мериносовое

приборное арт. 106, шириной 139 см, вырабатывается из тонкой пряжи, полотняным переплетением, тонкое, весом 252 г.

Сукно полугрубое

приборное арт. 114, шириной 138 см, вырабатывается более тяжелым (414 г. 1 кв. метр) и по тонине, мягкости значительно уступает сукну арт. 106. Перед пошивкой приборные сукна должны быть проутюжены с целью их усадки во избежание искривления канта в изделии.

ХЛОПЧАТОБУМАЖНЫЕ И ЛЬНЯНЫЕ ТКАНИ ДЛЯ ЛЕТНЕГО ОБМУНДИРОВАНИЯ

Хлопчатобумажные ткани для изделий летнего обмундирования генералов и офицерского состава немногочисленны. Ткани вырабатываются из ровной пряжи средней тонины как крученой, так и однониточной. В зависимости от вида материала применяются различные переплетения — саржевое, диагоналевое и даже разновидность полотняного (рогожка). Из льняных тканей на летние белые кители может быть применена льняная рогожка. Хорошее качество хлопчатобумажных и льняных одежных тканей состоит в чистой их выработке, отсутствии пороков пряжи (утолщений, шишковатости), в прочной сочной окраске и хорошей отделке. Одежные ткани должны быть плотны, не дряблы, достаточно мягки. В отличие от шерстяных хлопчатобумажные и льняные ткани не подвергаются таким утюжильным обработкам, как сутюжка, оттяжка, так как эти ткани не обладают такой пластичностью. Поэтому хороший покрой изделия необходимо обеспечить правильным раскроем и добротным шитьем. Следует также иметь в виду, что хлопчатобумажные ткани после стирки дают усадку по длине (на 5-10%), что является большим недостатком. При индивидуальной пошивке этот недостаток может быть устранен предварительной замочкой отреза в холодной воде (2-3 часа). Основной ассортимент хлопчатобумажных и льняных тканей для обмундирования представлен следующими артикулами.

Рогожки отбельные

хлопчатобумажные разделяются на две группы: а) из некрученой пряжи невысоких номеров 16-28 и б) из крученой пряжи по основе и крученой или однониточной по утку. Лучшими по внешнему виду, стойкости является рогожка с применением крученой пряжи. Такова рогожка арт. 390, ширина 73 см, вес около 290 г.

Рогожки льняные

по внешнему виду, стойкости, меньшей загрязняемости превосходят хлопчатобумажную рогожку. Тонкая, лучшая по качеству рогожка вырабатывается из пряжи № 22.

Рогожка арт. 75

вырабатывается из более грубой пряжи; кроме того, она тяжеловесна.

Коверкот хаки арт. № 436

, шириной 148 см, вырабатывается из крученой хлопчатобумажной пряжи по основе № 54/2 и однониточного утка № 54. Ткань в мелкую
диагональ , тонкая и мягкая. Пригодна для пошивки гимнастерок, предметов женского обмундирования.
Трико арт. 426

саржевого переплетения, хаки-меланж — материал более плотный и грубый. Применяется для гимнастерок рядового состава и офицерского состава на замену коверкота.

Диагональ хаки

или
синего цвета арт. 444
, шириной 142-146 см, представляет собой плотный повышенного веса материал типичного диагоналевого переплетения. Материал стойкий на растяжение и прочный в носке. Применяется для пошивки бридж и шаровар.

ПОДКЛАДОЧНЫЕ ТКАНИ

Различают собственно подкладку, т. е. ткани, идущие на подкладку к спинной и боковой частям изделий, рукавную подкладку и ткани для карманов. От хорошего подкладочного материала требуется, чтобы он имел ровную, гладкую поверхность, не лохматился и хорошо скользил по одежде; далее необходимо, чтобы, подкладка была прочна на разрыв и на трение, чтобы не было быстрого истирания, чтобы материал не секся, не пачкал при трении и при увлажнении водой и потом, чтобы не имел большой усадки. Если подкладка имеет большую усадку, то при утюжке возможно стягивание пол и загиб их внутрь; чтобы избежать этого, в некоторых изделиях делают припуск (запас) как по ширине, так и длине. Материалы для карманов должны быть прочны, гладки и мягки, с широкими краями швов, чтобы не было сдвигания нитей. Рукавная подкладка должна скользить по рукаву и быть эластичной, чтобы не стеснять движения руки. Ткани поврежденные, ослабленные, дряблые не должны применяться на подкладку. На подкладку могут быть применены многие артикулы тканей: сатины, саржи, ластики, шелковые и полушелковые ткани: сатины, саржи, падоме и др. Ниже описаны наиболее типичные сорта этих тканей.

Сатин-дубль


хлопчатобумажная ткань атласного переплетения выработанная из тонкой крученой гребенной основы. Мерсеризованная плотная, прочная ткань эффектного внешнего вида. Может быть применена в качестве подкладки к шинелям и мундирам.
Сатины

шириной от 60 до 76 см – ткани атласного переплетения имеющие гладкую и иногда блестящую поверхность и простую изнанку; застил направлен поперек ткани (уточный). Различают обыкновенный и полутонкий гребенной сатин, у полутонкого сатина поверхность гладкая, блестящая, чисто выработанная; у обыкновенного лицевая поверхность не такая чистая и более рыхлая. Сатин применяется на подкладку ко всем видам одежды, по преимуществу к кителям и мундирам.

Ластики

шириной от 60 до 93 см —атласного переплетения, имеют блестящую лицевую сторону и матовую изнанку и застил, который в отличие от сатина направлен вдоль ткани (основой). Ластик набивной (обычно в полоску) служит хорошим материалом на рукавную подкладку.

Ткани для карманов

применяются различные. Основные требования к такой ткани следующие: она должна быть прочна, не очень груба. Для брючных карманов и для карманов
пальто применяются более прочные материалы: гринсбон окрашенный, тик-ластик крашеный, бязь карманная. К более легким материалам относятся коленкор гладкоокрашенный и саржа .
Сатин-трико арт. 360

, ширина 109-112 см, плотная ткань узорно-сатинового переплетения, вследствие чего лицевая поверхность ткани имеет мелкие диагоналевые полоски, идущие вправо; эти полоски расположены полого, так как ткань имеет большую плотность по утку. Будучи прочной, ткань сатин-трико применяется на подкладку до талии в шинелях для офицеров.

Шелковые ткани подкладочные

применяются для одежды генералов. Эти ткани имеют различную выработку по переплетению и плотности, однако во всех случаях на лицевой стороне преобладают нити основы, создающие лицевой застил. Недостатком подкладки из шелка является то, что она быстро вытирается («сечется»). Этот недостаток в значительной мере устраняется при особо плотной выработке ткани. Среди подкладочного шелка имеются следующие наименования: радоме —легкая подкладочная ткань мелкодиагоналевого строения,
саржа полушелковая — плотная ткань с хлопчатобумажным утком киперного переплетения, сатин подкладочный — ткань атласного переплетения с «зеркальной» лицевой поверхностью, армюр чисто шелковая ткань мелкоузорного (типа диагонали) переплетения,— из группы тяжелых тканей высокой добротности. При работе с подкладочным шелком следует иметь в виду большую сыпучесть нитей, чувствительность ткани к обработкам утюгом высокой температуры, малую податливость их, требующую точности при ручных и машинных работах.

ТКАНИ ДЛЯ ПРОКЛАДКИ

Для придания одежде большей устойчивости, сохранения приданной формы при пошиве кителей, мундиров, шинелей применяются различные ткани в виде подкладки между верхом и подкладкой. В качестве прокладки применяются главным образом льняные суровые (неотбеленные) ткани—бортовка, или парусина бортовая, так как эти ткани устойчивы в отношении растяжения, прочны и хорошо держат форму одежды. На прокладку применяются также волосяные ткани, о которых будет сказано ниже.

Сорочка бортовая

(бортовая парусина или холст) шириной от 61 до 140 см—льняная или полульняная неотбеленная (суровая), вырабатывается различной толщины и плотности. Чем тоньше материал для верха, тем мягче и тоньше должен быть применяемый холст и наоборот. Эластичность, устойчивость нз растяжение и в то же время отсутствие грубости — вот основные требования к прокладке. Вялая, дряблая, грубая, неустойчивая прокладка непригодна для работы.

Ветошь суровая

(серпянка) шириной 69 см—очень редкая ткань вроде марли. Этим материалом покрывается слой ваты с той целью, чтобы вата не сбивалась, не распадалась и не скользила. Хорошая ветошь должна быть мягкой, не очень плотной, чтобы не получилось огрубления ватного слоя.

Волос

. Волосом в швейном производстве называются ткани, в которых для основы взята хлопчатобумажная пряжа, а для утка конский волос, прокладываемый по одному или по два вместо уточной нити. Волос применяется в виде прокладки в одежде, для того чтобы придать упругость и стойкость грудной части одежды. Качество волосяной ткани бывает различно, что зависит от качества самого волоса; волос должен быть тонким и упругим. Хорошая волосяная ткань должна быть плотной и упругой на изгиб. При плохом качестве волоса и недостаточной плотности волосяная ткань получается вялой и дряблой, причем отдельные волоски легко выделяются из нее. Последнее особенно нежелательно, так как конский волос, пронизывая подкладку или верхнюю ткань, пролезает из середины изделия наружу. Более плотный (тяжелый) волос применяется на прокладку при плотных материалах, а более легкий и мягкий — на прокладку при тонких верхних тканях.

Тесьма

(кромка) бортовая — льняная с хлопчатобумажным утком простого переплетения, шириной 9 и 12 мм, применяется для прокладки в борта, проймы и т.п.

Достоинства бортовой ткани

Именно эта ключевая характеристика позволяет изготовленным из бортовки изделиям длительное время сохранять объемность фигуры.

Преимущества бортовки:

  • быстрое восстановление формы после сминания и упругость;
  • усадочные свойства бортовой ткани – около 1 процента (то есть, она практически не садится);
  • универсальна – ее используют при пошиве мужской, женской и детской одежды;
  • любые загрязнения легко удаляются с поверхности ткани.

Будьте внимательны при выборе ткани, учитывайте также:

  • прочность – нужно подбирать, учитывая фактуру изделия, для которого она приобретается;
  • цвет – бортовая ткань должна подходить либо по цвету к вашему костюму, либо быть нейтральных оттенков (черный/белый/кремовый).

Какие виды полотна бывают?

Существует много типов льняных тканей – грубые и тонкие, плотные и прореженные, с добавками (хлопчатобумажные и с вискозой) и т.д. Есть несколько классификаций видов. По способу переплетения:

  • полотняное – нити переплетаются друг с другом в шахматном порядке;
  • саржевое – на поверхности образуется «рубчик», который идёт по диагонали;
  • жаккардовое – крупноузорчатое переплетение, при котором нити, переплетаясь, формируют рельефный узор на полотне;
  • ажурное – сложное переплетение, в котором нити обвиваются вокруг друг друга, образуя просветы;
  • мелкоузорчатое – видоизменённое полотняное, в котором повторяются перекрытия соседних нитей, например, лён рогожка.

По типу использования ткани из льна бывают:

  • столовые – для изготовления скатертей, салфеток, дорожек на стол;
  • полотенечные – для пошива полотенец различного размера;
  • бельевые (простынные) для производства постельного белья;
  • для штор и мебельной обивки;
  • костюмные и плательные для пошива одежды;
  • прокладочные (бортовка);
  • тонкие для платков (батист);
  • вышивальные (рогожка) для канвы, холсты для живописи;
  • технические, в том числе, брезентовые.

По цвету:

  • неокрашенный лён – естественного сероватого цвета;
  • выбеленная льняная ткань белого цвета;
  • гладкокрашеное полотно.

Столовое бельё из льна
Промышленность выпускает не только полностью однородные продукты, но и с добавками, которые уменьшают сминаемость, добавляют блеск и эластичность. Состав может быть:

  • 100% лён;
  • с добавками вискозы;
  • лён плюс шёлк;
  • с синтетическими включениями, например, лавсана или лайкры.

Что можно пошить из бортовки

Широко используется для пошива штор. Применяют в пошиве как подкладочной так и прокладочной ткани. После драпировки шторы и ламбрекены легко фиксируют складки, имеют высокую теплоизоляцию.

Для жестких ламбрекенов – бандо применяют клеевую бортовку.

В женской одежде, часто используется для укрепления: полочки, воротника, оката рукава.

Широко применяют ткань в пошиве мужских классических костюмов, военных кителей и пальто.

Еще не так давно пиджак и пальто традиционного покроя были обязательными предметами гардероба. Современный стиль одежды стремиться к комфорту и динамичности, технологии шитья упрощаются, а классический костюм стал офисной или официальной одеждой.

Какие изделия шьют из льняной ткани?

Традиционно из такого полотна шьют практически весь спектр текстильных изделий:

  1. Одежда:
      из плотной льняной ткани костюмы, брюки, юбки;
  2. из тонкой – платья, сарафаны, рубашки, блузки;
  3. из батиста – платки, шарфы, палантины.
  4. Шторы – из портьерных тканей из льна, как правило, содержащих добавки из вискозы и шёлка для снижения усадки и сминаемости.
  5. Обивка для мебели и чехлы для декоративных подушек. Преуспели в таком применении льна итальянские дизайнеры. Обивка на дорогих диванах из Италии выполнена с добавками шёлковой нити и лавсана, обработана нанопокрытием из серебра. Она прочная, имеет интересную текстуру, отталкивает грязь, моется холодной водой без порошков.
  6. Столовый текстиль. Скатерти и салфетки традиционно делали из выбеленного льна. Современный текстиль для столовой часто выполняют из жаккардового полотна с красивым рисунком.
  7. Постельное бельё и полотенца.
  8. Технические изделия – брезентовые чехлы, мешки для упаковки сахара и других пищевых продуктов.

Роль бортовки в живописи

Очень часто начинающие художники используют в качестве холста бортовку. Она более доступна по цене чем другие полотна для живописи.

Используется только неклеевое полотно в одну нитку с плотной вязкой. Но иногда встречаются полотна, где расстояние между нитями с большой фракцией. Тогда нужно уметь правильно подготавливать поверхность и грунтовать ее.

Небольшое отступление в историю

В 70-х годах в Европе уже были модные дома, которые использовали в качестве подкладки бортовую ткань, а в России носили мешковатые костюмы. Тогда начали обсуждение о запуске в СССР первой фабрики по производству бортовки и улучшении качества мужского костюма. Поскольку, только «избранные» могли позволить себе заграничную ткань или купить зарубежный костюм, при том что народные массы довольствовались наличием товара на полках универмага.

В конце 1973 года приказом министра легкой промышленности СССР были поставлены цели перед домом одежды по моделированию изделий. Для их быстрого достижения было запущенно первое производство бортовой ткани на Вологородском льнокомбинате, что позволяло улучшить качество бортовых мужских костюмов.

Материал взят из журнала «Огонек» (№49 декабрь 1973 года) стр. 11 статья «О костюме – с пристрастием».

Уход

За тканью очень просто ухаживать. Правила, распространяются на бортовку, а не на изделия, где материал применялся в качестве уплотнителя:

  • допустима стирка температуре от 30°С до 90°С;
  • лучше если отжим будет на средних оборотах;
  • сушат ткань в расправленном виде, вдали от прямых солнечных лучей;
  • утюжить и отпаривать материал можно при максимальной температуре утюга.

Количество стирок неограниченно, так как ткань очень плотная, не рвется, не деформируется. Хранят отрезы, завернутыми в оберточную бумагу. Детали или изделия в полотняных мешочках. Использование полиэтиленовых чехлов или пакетов запрещено.

Уважаемые читатели сайта Tkan.Club, если у вас остались вопросы по этой теме – мы с радостью на них ответим. Оставляйте свои отзывы, комментарии, делитесь историями если имели дело с этим материалом! Ваш жизненный опыт может пригодиться другим читателям.

Отзывы

Валентин: «Уже много лет занимаюсь пошивом элитных мужских костюмов. Все делаю вручную, поэтому в моей работе ни как не обойтись без полных знаний о бортовой ткани. Если не учесть все факторы при индивидуальном подборе прокладки – одежда просто не будет иметь форм тела клиента, в итого он останется не доволен. А для нас главное, что бы заказчик остался довольным.» Вера: «Выбирала шторы на дачу в стиле кантри, пошла в магазин тканей и увидела материал, которым очень приглянулся. После консультации с продавцом узнала что это бортовка, но это меня не остановила. На окне, шторы в стиле кафе, смотрятся великолепно.»

Плюсы и минусы

Уникальность и главное достоинство этого материала заключается в том, что он не теряет свой формы и жесткости даже при намокании.

Плюсы:

  • плотность;
  • формоустойчивость;
  • жесткость;
  • долговечность;
  • прочность;
  • несминаемость;
  • неприхотливость в уходе;
  • доступная цена.

Минусы:

  • сложность в работе и раскрое — ткань сильно осыпается;
  • возможна усадка после первой стирки.

Жесткость материи в данном случае является большим плюсом, так как не все подкладочные ткани могут похвастаться такой стойкостью к сохранению формы и несминаемостью.

Ссылка на основную публикацию
Похожее