Пн-вс: 10:00—20:00
whatsapp telegram vkontakte email

Байка – материал для одежды и обуви: байковая ткань

Бумазея, или Бомбазин – это ткань, которая имеет невероятно интересную историю. До сих пор доподлинно неизвестно, откуда произошла эта ткань. Некоторые считают, что из Италии, другие уверяют, что из Франции, а третьи считают, что её корни кроются в Испании. И что самое главное – из названия ткани её происхождение также неясно. Бумазея – это русская трактовка исконного названия бомбазин, которое восходит к испанским либо французским корням изделия. «Bombazine» или «bombasin» переводятся с испанского и французского языков соответственно как «хлопок» или «хлопчатобумажная ткань».

Что за ткань

Начать следует с того, что такое бумазея и чем она хороша: это хлопчатобумажная ткань с начесом, популярная своими согревающими свойствами, ценой и способностью хорошо сохранять цвет, в который она окрашена.

Происхождение этой ткани доподлинно неизвестно:

  • по одним сведениям, она была изобретена во Франции;
  • другие данные говорят о том, что ткань изготавливалась уже в 13 веке в Валенсии;
  • третьи источники считают, что родиной бумазеи является Милан, где ткать ее стали в 14 веке.

Что касается известных исторических фактов, известно, что такую ткань производили в Англии, во времена правления Елизаветы I, в начале 17 века. Изначально из нее шили траурные костюмы, однако позже эта традиция сошла на нет, и из бумазеи стали изготавливать и другие предметы гардероба.

Само же название ткани произошло или от итальянского «bombazine», или от французского «bombasin» – оба эти слова переводятся как «хлопок». При произнесении названия бумазеи ударение правильно делать на последний слог. Можно встретить еще одно ее название – бомбазин.

По некоторым сведениям считается, что бумазея – это один из видов фланели, близкий к байке, хотя на самом деле это не совсем так, в чем можно удостовериться даже на основе ее описания, не говоря уже о разнице во внешнем виде:

  • Бумазея отличается от фланели тем, что ее полотно более плотное, а ворсом покрыта лишь одна ее сторона – либо лицевая, либо изнаночная.
  • Различия байки и бумазеи также видны невооруженным глазом, так как байка намного плотнее и покрыта ворсом с двух сторон, а не только с одной.

Защищает ли медицинская маска от коронавируса?

Часть из нас убеждена в том, что защитные маски против вирусов абсолютно бесполезны. Они негерметичны, прилегают к лицу неплотно, через них проникает воздух с зараженными частицами. Если их и носят, то больше для самоуспокоения. Это «деньги на ветер». Респираторы внушают больше оптимизма – это хоть какая-то защита от ОРВИ, сезонного гриппа, от больных.

Вторая группа людей свято верит в защитные способности марлевой повязки, которую носят всегда во время эпидемий. По их мнению, даже при минимальной защите из-за неплотного прилегания к коже, ее польза очевидна. Она не дает дотрагиваться до лица руками, на которых также могут находиться частички вируса, и защитит, если рядом кто-то чихает или кашляет.

Медицинские маски

Вирусологи также не единодушны в оценке эффективности масок во время пандемии.

Часть специалистов считает, что специальные респираторы и хирургические маски, если носить их правильно, могут снизить риск заражения вирусом.

Что значит «носить правильно»?

  • Регулярно менять ее. Если не снимать защитную повязку в течение двух часов, она становится влажной, в ней самой быстро размножаются бактерии и вирусы.
  • Не трогать ее руками, пока она на вас.
  • Мыть с мылом или обработать санитайзером руки после того, как снимите маску, а ее, упаковав в отдельный пакет, выбросить в мусорное ведро.

Другие доктора-вирусологи утверждают, что маску нужно носить, если вы уже заболели. Чтобы не заразить окружающих при кашле и чихании, когда слюна с содержащимися в ней вирусами может разлетаться в разные стороны. Соответственно, если заболевший носит защитную повязку, в воздух попадет меньше вирусных частиц. И он будет не так опасен для окружающих. Не следует пренебрегать защитным средством тем, у кого есть подозрение на заражение.

Состав

Что касается состава бумазеи, эта ткань представляет собой переплетение хлопковых нитей – как правило, длинноволокнистых. Иногда для ее производства используют средневолокнистые нити – такой состав также соответствует госту, но изделия из него оказываются менее прочными и износостойкими.

Бумазею изготавливают методом саржевого переплетения, изредка используют полотняное или креповое переплетение нитей. Она считается зимней и при этом легкой, мягкой тканью с односторонним ворсом. Это ее качество достигается за счет обработки на специальных машинах, которые выводят на поверхность волокна из уточной пряжи.

Примечательно, что до появления на рынке длинноволокнистого перуанского хлопка бумазея состояла из двух видов сырья. В качестве ее основы использовали прочный и крепкий лен, а уток был хлопковый. Сам по себе азиатский хлопок, применяемый в те времена, был коротковолокнистым, что делало его очень непрочным материалом.

Основные характеристики

Х/б полотна завоевали популярность, благодаря своим качественным характеристикам:

  • Высокая прочность (сравнимая с шелком). Хотя в этом показателе хлопок уступает льну. При намокании прочность повышается на 15%.
  • Плотность. Она варьируется в диапазоне 45-850 г на квадратный метр. 100г/кв. метр – показатель для легких тканей. Цифры свыше 200 г характерны для тяжелых тканей.
  • Различная толщина.Самая большая — от 5,9 до 11,7 Текс.
  • Гигроскопичность. Впитывает до 20% влаги от собственного веса. Влажным при этом не становится.

Ширина полотна может колебаться от 50 до 170 см. Чаще всего используются разновидности с параметрами 61-74 см.

  • Быстрый просмотр

    Ткань хлопок Зимний пейзаж, синий

    Есть в наличии (24)

    590 руб./м

    Подробнее

  • Быстрый просмотр

    Ткань хлопок Зимний пейзаж, бордо

    Есть в наличии (25)

    590 руб./м

    Подробнее

  • Новинка

    Быстрый просмотр

    Плотный хлопок Крупные бордовые розы на бежевом

    Есть в наличии (11)

    820 руб./м

    Подробнее

  • Быстрый просмотр

    Плотный хлопок Дольче вита

    Есть в наличии (2.3)

    820 руб./м

    Подробнее

  • Быстрый просмотр

    Рогожка ВЫШИВАНКА ПЕТУХ НА СЕРОМ , хлопок .

    Есть в наличии (2.4)

    220 руб./м

    Подробнее

  • Быстрый просмотр

    Ткань столовая хлопок Голубые снежинки на белом

    Есть в наличии (3.3)

    250 руб./м

    Подробнее

  • Быстрый просмотр

    Марлевка хлопок серая

    Есть в наличии (13)

    490 руб./м

    Подробнее

Виды и их свойства

Как и фланель, бумазея бывает различных видов, у каждого из которых – свои особенности и свойства.

  • Бумазея-корд, еще называемая суровой – это ткань, не подвергавшаяся обработке и предназначенная для технических нужд. Из нее изготавливают покрытие молоточков рояля, внутренние детали обуви и т.д.
  • Белая бумазея, еще называемая отбеленной – ткань, прошедшая обработку, но не окрашенная дополнительно. Из-за ее гипоаллергенных свойств широко используется для изготовления детской одежды, пеленок, а также постельного белья.
  • Гладкокрашенная – ткань с нанесенным на нее рисунком. Бумазея часто выкрашивается в яркие цвета, так как хорошо сохраняет их, не линяя со стирками.
  • С резервным ворсованием – однотонная ткань с чередующимися гладкими и ворсистыми участками, образующими узоры.

Как ухаживать за хлопчатобумажными изделиями

Несмотря на то, что хлопок менее долговечен, чем синтетика. При правильном отношении к нему он может прослужить много лет.

Внимание: Обязательно смотрите рекомендации по уходу на ярлычках изделий. Разные виды имеют свои особенности.

Но есть несколько общих правил, которых необходимо придерживаться.

Стирка

Х/б изделия легко очищаются от загрязнений. Но всегда нужно хлопок стирать отдельно от синтетики (позволяет избежать образования катышков), белые ткани не смешивать с цветными. Разрешается ручная и машинная стирка:

  • Температура воды для светлых, однотонных изделий +90 градусов, для цветных – не выше +40 градусов.
  • Возможно предварительное замачивание с порошком.
  • Перед помещением в барабан необходимо вывернуть вещи наизнанку.

Лучше использовать щадящий режим отжима. Чтобы поверхность стала мягкой, после стирки можно прополоскать вещи в прохладной воде.

хлопок для одежды

Сушка

Не допускается сушка в специальных устройствах. В таком случае структура ткани может деформироваться.

Сушить изделия нужно в естественных условиях (желательно на свежем воздухе) в горизонтальном положении, тщательно расправив материал.

Преимущества

Что касается преимуществ бумазеи, можно выделить следующие особенности этого материала:

  • Многофункциональность. Благодаря разнообразию видов этот материал успешно используют во многих областях производства.
  • Гипоаллергенность. Ткань состоит из натуральных компонентов и поэтому не вызывает раздражения даже на самой чувствительной коже.
  • Мягкость. Благодаря ворсистому слою ткань очень приятна на ощупь.
  • Плотность. Ткань отлично сохраняет тепло благодаря плотной структуре волокон, поэтому ее используют для зимней одежды.
  • Стоимость. Бумазея – недорогая ткань.

Свойства бумажных тканей

Большинство положительных физических и технологических свойств, легкой прозрачной хлопчато – бумажной ткани зависит от состава и вида полотна:

  • высокая гигроскопичность – ткань хорошо поглощает влагу из воздуха;
  • хорошая воздухопроницаемость – полотна превосходно пропускают воздух;
  • низкая теплопроводность – ткани превосходно сохраняют тепло тела и согревают;
  • ткань легко поддается окраске;
  • обладает водопоглощающими свойствами.

К недостаткам можно отнести отсутствие таких механических свойств как:

  • сминаемость;
  • растяжимость.

Недостатки

Но есть у бумазеи и недостатки:

  • Недолговечность. Изделия из этой ткани, за исключением бумазеи-корд, довольно быстро изнашиваются и рвутся.
  • Потеря свойств. Волокнистость истирается во время носки, что постепенно делает вещи уже не такими теплыми и мягкими, как при покупке.
  • Особенности ухода. Чтобы изделия дольше сохраняли свои свойства, они требуют особого ухода – ручной стирки, естественной сушки в расправленном виде. Из-за волокнистой структуры ткань дольше задерживает влагу и медленнее сохнет, что также может доставить определенные неудобства.

Плюсы и минусы бумазеи

Из бомбазина шьют красивые и удобные вещи. У них несколько преимуществ над другими видами тканей:

  • нежность и мягкость;
  • гигиеничность;
  • экологичность;
  • теплоизоляция;
  • легкость в драпировке;
  • гипоаллергенность;
  • гигроскопичность.

Есть и минусы:

  • Сравнительно быстрое истирание ворса, которое приводит к потере теплоизоляционных качеств.
  • Недолговечность цвета – ткань быстро выгорает на солнце.
  • Из-за густого ворса материал сохнет продолжительное время, что доставляет неудобства.

Продлить срок службы изделий и сохранить их первозданный красивый вид поможет правильный уход.

Область применения

Что касается использования бумазеи, ее в основном применяют для изготовления нательного белья – из нее шьют сорочки, ночные рубашки, женские и мужские халаты, а также используют в обувной промышленности: из сурового вида этого материала получаются прочные подкладки для обуви.

Кроме того, бумазея часто встречается в качестве материала для нательного белья солдат. Армейское белье должно быть теплым и удобным, что как раз является основными свойствами одежды из бумазеи.

Этот материал находит применение и в создании интерьеров – из него можно сшить яркие шторы, драпировки и гардины.

История возникновения и популяция ткани

Бумажная ткань – это материя с историей. Бумажные веревки длительное время применялись за долго до первого упоминания ткани в русской таможенной книге в первой половины XVII века.

Еще древнем Китае платки делали из нитей бумаги, а лучшие иероглифисты покрывали их росписью.

Для большинства вещей, в создании которых применялись текстильные продукты, качество бумажной ткани было удовлетворительным, в особенности где использовался импортированный джут.

Но первым шагов в развитие настоящей «бумажной ткани» сделала Германия в период Первой мировой войны. Это было толчком и началом крупномасштабного производства.

Переход промышленности от создания бумажной бечевки к бумажным полотнам было огромным толчком в текстильной промышленности. Нити для производства ткани, стали более тонкими и качественными, удовлетворительно крепкими, что делало ткань относительно качественной.

Первый патент на носовые платки был выдан в 1894 году бумажной фабрике из Гёппингена (Германия) — номер 81094 за бумажный носовой платок, пропитанный глицерином.

Для первого производства бумажной ткани, использовались машины разработанные для газетной бумаги. Сначала, рулоны небеленой бумаги проходили через ротационные лезвия, листы нарезались в полосы, которые скручивались в веревки с помощью шпулек. Ткань, изготовленная из нитей-веревок была пригодна, только для мешков и других индустриальных продуктов.

Немецкая эрзац-фляга 1918 года, которая давалась солдатам в поздних стадиях. Мешочек (чехол) из брезента сделанного из бумажной ткани так же как и ремешок.

Даже после укрепления пряжи химической обработкой, она все еще не имела нужного качества, для производства из нее одежды.

Когда полотна стали усиливать более прочными волокнами льна, хлопка или шелка, из грубой ткани начали выпускать одежду. Укрепленная бумажная ткань подходила для пошива пальто и головных уборов.

При производстве военных шинелей, ткань укрепляли шерстяными волокнами, готовые полотна обрабатывали химической смесью для придания материалу водонепроницаемости.

С промышленным развитием, к ткани начали применяться новации, которые сделали бумажные полотна легкими, прочными и эстетичными.

Что такое бумажная ткань

Уход

Как и уход за любым другим текстилем, особенно ярких цветов, уход за бумазеей требует внимания при стирке, сушке и глажке.

Поскольку хлопок или хлопчатобумажная ткань плохо переносят воздействие высоких температур, стирать эту разновидность текстиля нужно в теплой воде не горячее 30 градусов. Чтобы изделие не потеряло форму, его следует стирать вручную или в стиральной машине, но в режиме деликатной стирки. Также нужно помнить, что вещи из этого материала ни в ком случае не следует отбеливать.

Сушить одежду из бумазеи нужно в расправленном виде, избегая близкого соседства с источниками тепла и прямых солнечных лучей. Гладить можно только полностью высушенное изделие, с лицевой стороны, используя режим для деликатных тканей.

Уважаемые читатели сайта Tkan.Club, если у вас остались вопросы по этой теме – мы с радостью на них ответим. Оставляйте свои отзывы, комментарии, делитесь историями если имели дело с этой тканью! Ваш жизненный опыт может пригодиться другим читателям.

История бумазеи

Как не странно, но материя под названием «бомбазин», часто встречающаяся на страницах старинных романов – это и есть хорошо знакомая всем бумазея.

Первоначально так называли плотный шелковый материал, затем этим названием стали обозначать текстиль, в котором основные нити были шелковыми или льняными, а уточные – из шерсти или коротковолокнистого хлопка, образующего невысокий ворс на изнаночной стороне.

Появление длинноволокнистого хлопчатника привело к тому, что бомбазин стал полностью хлопковым. Его изготовляли методом крепового или саржевого переплетения, в результате чего получалась плотная, но достаточно тонкая ткань с гладкой лицевой поверхностью и пушистой изнанкой.

При этом бомбазин, который в России получил название бумазея , первоначально окрашивали в неяркие цвета, преимущественно в черный. Черный материал считался наиболее подходящим для недорогих и практичных траурных платьев, которые носили вплоть до начала прошлого века, а более светлые оттенки – для официальных и повседневных туалетов.

Позднее появилась отбеленная хлопчатобумажная бумазея, которая использовалась для теплого белья, а из набивного материала стали шить практичную детскую и женскую одежду для холодного времени года.

Откуда такое название

Нанка появилась на Руси в 16 веке и именовалась еще «китайкой». Такое название у ткани появилось неспроста — родиной ее является г. Нанкин, расположенный в Китае. Производилась она из особого вида хлопка, для которого характерен желтоватый оттенок волокон. Этот сорт назывался Nan king, что позволяет выдвинуть еще одну версию происхождения названия.

В любом случае, родиной этого материала является Китай, это не подлежит сомнению. Китайская ткань не окрашивалась и не отбеливалась — естественный желтовато бурый оттенок был отличительным знаком материала. В России такого вида хлопка не было, поэтому производство велось из местных сортов, поскольку материя обрела популярность и была востребована благодаря доступности и низкой цене.

Для получения оригинального желтоватого оттенка ткань предварительно окрашивалась.

Важно! Еще одно название ткани — хлопчатобумажная чесуча. Именно в чесучовые панталоны и картузы часто одевали своих героев Н. Гоголь и Н. Островский.

Вам это будет интересно Происхождение батиста, характеристики, свойства и изделия из ткани


Хлопковая неотбеленная материя

Средства для повышения глянцевитости оттисков

Повышение глянцевитости может быть достигнуто лакированием оттисков или их ламинированием, то есть припрессовкой прозрачной полимерной пленки.

Лакирование

Лаки для покрытия переплетов готовятся из смолы и растворителя, главным образом спирта, так как его пары относительно безвредны для рабочих. Наибольшую глянцевитость оттиски приобретают при их лакировании с последующим каландрированием. Для этой цели используют лаки из термореактивных мочевино- или меламиноальдегидных смол, растворенных в сложных эфирах уксусной кислоты и кетонах.

Ламинирование переплета

Для ламинирования применяются териленовая, пропиленовая и ацетилцеллюлозная пленки, приклеиваемые к подложке, например, с помощью поливинилацетатного лака или спиртового раствора поливинилбутираля в качестве адгезива.

Лакирование и ламинирование не только улучшают внешний вид оттисков (повышение глянцевитости и насыщенности красок), но и значительно увеличивают их механическую прочность, предохраняют краски от разрушительного действия влаги и т.п. внешних влияний.

Дублированные переплетные материалы

Дублированные переплетные материалы представляют собой разреженные хлопчатобумажные и синтетические ткани плотностью 30-50 г/м2, наклеенные на бумажную основу из небеленой или беленой сульфатной целлюлозы. Такие материалы вырабатываются в большом ассортименте разнообразных цветов и могут быть как гладкими, так и тиснеными.

Процесс изготовления дублированного переплетного материала включает следующие основные операции:

  • окрашивание разреженной ткани;
  • склеивание (дублирование) ткани с бумагой-основой при помощи термопластичного клея или поливинилацетатной эмульсии;
  • одно- или двукратное грунтование, чаще всего грунтом на основе синтетических латексов;
  • каландрирование или формирование узора на тиснильном каландре.

Подобные переплетному коленкору, дублированные переплетные материалы имеют хороший внешний вид и удовлетворительные механические свойства. Они просты в изготовлении, поэтому их применение экономически выгодно и перспективно для использования при выпуске изданий различного назначения.

Рис. 2. Виды швейных ниток: а — в три сложения; б — в четыре сложения; в — в шесть сложений

Переплетный поливинилхлоридный материал. Бумвинил

Переплетный поливинилхлоридный материал изготавливается термическим соединением ПВХ-пластиката (пигментированного и пластифицированного ПВХ) и бумаги-основы. Процесс изготовления такого материала автоматизирован и непрерывен.

Характерная особенность переплетного поливинилхлоридного материала — высокая механическая прочность, близкая к прочности натуральной кожи, а также эффектный внешний вид. Однако печатание обычными переплетными красками на этом материале затруднительно.

Переплетный поливинилхлоридный материал выпускается в широ ком ассортименте массой 300-600 г/м2различных цветов и с разнообразной фактурой поверхности.

Переплетная фольга

Для тиснения на переплетных крышках надписей, рисунков и орнаментов применяют юбилейную (под цвет золота), бронзовую, алюминиевую и красочную фольгу. Фольга может быть как для горячего, так и для холодного тиснения.

Юбилейная переплетная фольга

Юбилейная переплетная фольга (под цвет золота) отличается очень хорошим блеском, не тускнеющим со временем, высоким качеством тиснения и прочным закреплением на переплетном материале. Представляет собой пластмассовую териленовую (лавсановую) подложку толщиной 20 мкм, на которую последовательно нанесены: восковой слой, желтый лаковый фильтровый слой, слой алюминия и слой поливинилацетатного или шеллачного грунта.

Вакуумное напыление алюминия слоем 15-30 нм происходит в следующих условиях: глубокий вакуум — 10-4 мм рт. ст., температура расплавленного металла около 1500 °С, температура в зоне напыления на подложку 80 °С, скорость движения воскованной и отлакированной пластмассовой подложки — 0,5 м/с.

Бронзовая переплетная фольга

При изготовлении бронзовой переплетной фольги применяют воскованную бумажную кальку или пластмассовую териленовую подложку, слегка подплавляют восковой слой и запудривают его бронзовой пудрой. Важная особенность этой операции — прикатывание бронзовой пудры к расплавленному восковому слою резиновыми валиками, так как это обеспечивает, во-первых, достаточную толщину и непроницаемость бронзового покрытия, а во-вторых, чешуйчатое ориентированное расположение бронзовых частичек и, следовательно, высокую отражательную способность. Избыток бронзовой пудры счищают щетками, а сверху фольгу лакируют шеллачным лаком. Последний закрепляет бронзовую пудру на поверхности воскованной подложки и обеспечивает прилипание слоя пудры при горячем тиснении на переплетных крышках.

Тиснение переплетной бронзовой фольгой первоначально имеет очень хороший вид и высокий блеск, напоминающий золото, но с течением времени сильно тускнеет, так как бронзовая пудра корродирует под действием атмосферных условий и, кроме того, недостаточно прочно закрепляется и осыпается с переплетов при продолжительном пользовании книгами. Более глубокое тиснение в известной степени защищает слой бронзовой пудры от стирания.

Алюминиевая переплетная фольга

Алюминиевая переплетная фольга изготавливается аналогично бронзовой, но вместо бронзовой применяется алюминиевая пудра. Алюминиевая фольга устойчива к коррозии в атмосферных условиях, но так же, как и бронзовая, недостаточно прочно закрепляется на переплетных крышках.

Если алюминиевую пудру окрашивать спиртовыми растворами основных красителей, например родамином С, то можно получить алюминиевую переплетную фольгу самых разнообразных оттенков: пурпурных, зеленых, синих и т.п. Однако такая фольга имеет очень ограниченное применение, поскольку с художественной точки зрения ее допустимо применять только для рекламных и открыточных изданий.

Красочная (цветная) переплетная фольга

При изготовлении цветной фольги на поверхность бумажной подложки (кальки) наносят расплавленный восковой слой, а после его охлаждения — слой краски из пигментов, наполнителей и спиртового раствора клея БФ-2 или поливинилацетатной эмульсии в качестве связующего. Нанесения шеллачного или другого покровного слоя красочная фольга не требует, так как она сама хорошо закрепляется на поверхности переплетного материала,

Рулонная переплетная фольга выпускается в виде ленты в рулонах, намотанных на прочные картонные втулки. Обрез кромок фольги должен быть ровным.

Тиснение на ледерине или другом переплетном материале без предварительной его грунтовки при подаче с рулона на механизированных прессах выполняется при 110-120 °С, на ручных — при 100 °С. При этом должен получаться четкий оттиск глубиной тиснения 80-150 мкм; пробельные места не должны забиваться остатками фольги. Рулонная фольга не должна рваться и прилипать к штампу.

КомпьюАрт 12’2007

Марля и каптал

Марля двуниточная полиграфическая — редкая, сильно аппретированная хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения. Марля вырабатывается из суровой пряжи, имеет двуниточную основу и однониточный уток. Применяется для сшивания книг и брошюр на ниткошвейных машинах.

Аппретирование придает марле жесткость, необходимую для ее использования в производстве переплетов. Для аппретирования служат крахмалистые вещества, содержание которых в марле составляет около 30%. Жесткость марли должна соответствовать эталону. Не допускаются забитые аппретом ячейки, замятые и оборванные кромки, масляные пятна, дыры, пробоины, а перекос уточных нитей не должен превышать 50 мм по ширине куска.

Каптал — лента шириной 13-15 мм с утолщенным краем в 1,5-2 мм, называемым бортиком. Каптал ткут из различно окрашенных нитей. Он может быть шелковым, полушелковым и хлопчатобумажным.

Каптал наклеивают с двух сторон на корешки толстых книг (свыше 10 листов) для повышения прочности и улучшения их внешнего вида. Кроме того, бортик каптала предохраняет книги от попадания пыли между корешком переплета и блоком книги. Лента-каптал должна быть сильно аппретированной, ровной, без волнистости. В местах обреза по бортику не должно образовываться «кисточек».

Лента-каптал выпускается намотанной на бобину, а для ручных работ — в виде мотка.

Перевод рисунка на материю

Ниже приведены основные методы, с помощью которых переводят изображение на основу.

Копировальная бумага

Самый простой способ перевода картинки основывается на применении копировальной бумаги. Ее выпускают в разных цветах:

  • черный;
  • белый;
  • цветной.

Подбирать цвет копирки надо с учетом оттенка материи. Темную бумагу в продаже найти проще, белая встречается редко. Для перевода рисунка кладут копирку, сверху — распечатанную заготовку. Простым карандашом обводят рисунок, тщательно нажимая на контуры. Можно накалывать контуры рисунка иглой — на ткани будут оставаться цветные точки, копирующие чертеж.

Четкого результата невозможно добиться, если детали рисунка мелкие: они получаются смазанными. Методика годится только для гладкой материи или мешковины. На ворсистой, пушистой ткани изображение останется нечетким.

К минусам метода относят высокую «пачкающую» способность копирки — обычно на ткани бывают заметны некрасивые следы.

Папиросная бумага

Калька или папиросная бумага помогает перенести рисунок на материю без копирки. Способ используется для толстых тканей — бархата, велюра, блестящих основ.

Вначале нужно перевести рисунок на папиросную бумагу. Потом бумажную матрицу располагают поверх ткани, закрепляют английскими булавками (вместо них можно взять канцелярские зажимы). Затем прямо по кальке прошивают рисунок аккуратными стежками, бумагу отрывают, чтобы не повредить нитки. Вышитый рисунок готов.

Припорашивание

Методика создания переводного рисунка подходит для всех типов ткани — льна, хлопка, шелка, с гладкой поверхностью или с ворсом. Нет разницы по оттенку ткани — основа может быть темной, светлой. При помощи метода можно переводить картинку одномоментно на несколько отрезов материи.

Порядок работы таков:

  1. Подготовить матрицу. Для этого понадобится доска, которую следует покрыть войлоком и подложить необходимое число листов кальки. Максимальное их количество — 6.
  2. Приколоть к верхней кальке чертеж. Проколоть иголкой отверстия в рисунке как можно чаще. Игла должна быть толстой, а промежутки между дырками — равными. Чтобы работать было удобно, швейную иголку обратной стороной втыкают в карандаш, оставив острый кончик. Держать карандаш намного комфортнее, чем обычную иглу.
  3. Матрицы разъединить, разложить поодиночке (ткань плюс калька), сколоть булавками. Каждую матрицу протереть со стороны кальки раствором синьки, керосина, зубного порошка. Раствор оставит на материи отпечаток рисунка через дырочки.
  4. Посушить ткань в течение часа, кальку перед этим удалить. Матрицу можно не выбрасывать, а смахнуть с нее остатки раствора и сохранить.
  5. Появившийся контур картинки сразу прорисовать или прошить ниткой.

Раствор для светлой и темной ткани готовится неодинаково. В первом случае смешивают 100 г очищенного керосина, 10 г синьки, 2 г зубного порошка. Для второго рецепта соединяют 100 г керосина, 10 г порошка без синьки. Смешивать средство надо в керамической посуде.

Вместо зубного порошка для темной ткани можно взять мел, для светлой — активированный уголь. Некоторые рукодельницы просто посыпают светлые материалы синькой без применения керосина.

Прозрачная ткань

В продаже есть тонкие, прозрачные ткани — флизелин, маркизет, шелк, вуаль, капрон, жоржет, органза. Их тоже можно применять для перевода картинки, если предполагается изготовить из них основное изделие.

Для работы надо положить рисунок, сверху закрепить ткань булавками. Контуры картинки будут отлично видны, поэтому с лицевой стороны по ткани можно сразу рисовать акриловыми красками без чернового наброска. Работу лучше проводить на толстой деревянной доске, фанере.

Лазерный принтер

Для этой цели придется приобрести бумагу для заморозки (фризер, freezer paper). Ее обычно применяют для замораживания продуктов, но материал давно взят на вооружение рукодельницами. С одной стороны бумага гладкая и легко приутюживается к ткани, оставляя на ней отпечатки. Следует подготовить основную ткань, на которой будет выполнен чертеж (лучше лен, хлопок).

Порядок работы:

  1. Вырезать лист из бумаги для заморозки, равный по размеру А4.
  2. Приутюжить лист блестящей стороной к материи, хорошо прогладить все уголки, чтобы фризер не отрывался.
  3. Обрезать ткань по границам листа, чтобы не торчали нитки (они могут испортить принтер).
  4. Положить заготовку в лазерный принтер, убедившись, что рисунок получится с нужной стороны.
  5. Отправить изображение в печать (принтер может вначале дать сбой, тогда процедуру следует повторить).

Если картинка будет далее нашиваться на одежду, надо применить в графической программе или в окне драйвера принтера функцию «Зеркальное отображение». В этом случае рисунок напечатается с правильной стороны.

Важно! Всегда перед распечатыванием изображения надо применять предварительный просмотр.

Растворитель

Потребуется распечатать рисунок на плотной глянцевой бумаге, чтобы краска наверняка не просочилась через нее. Затем углы рисунка прикрепить к бумаге иголками, кнопками. Подготовить тампон из ваты, обернуть его хлопковой тряпочкой, смочить в растворителе. Пропитать растворителем бумагу, которая лежит на ткани.

Для улучшения результата приложить донышко ложки к рисунку, хорошо прижать по контуру. Чернила просочатся на ткань, на которой будет получено такое же изображение.

Другие способы

Если дома нет копирки, можно попробовать перевести картинку на окне — через стекло. С помощью скотча зафиксировать ткань и рисунок, после обвести акриловыми красками, маркером. Более «продвинутая» вариация метода — использование светового планшета.

Некоторые мастерицы обстрачивают контур рисунка через кальку на швейной машинке. Тут понадобится определенная сноровка и опыт работы, иначе изображение будет неровным. Процесс сложный, трудоемкий.

Еще один вариант — применять карандаш для переводов. Им переносят отзеркаленный рисунок на кальку, потом прикладывают ее к ткани, проглаживают с большим количеством пара. На синтетику такие карандаши обычно не ложатся, поэтому придется использовать только льняные или хлопковые ткани.

Простой способ переноса рисунка — использование термотрансферной бумаги. Ее покупают в специализированных интернет-магазинах. Рисунок печатают на принтере непосредственно на такой бумаге, после прикладывают к ткани, гладят с паром. Намного лучшим будет результат, если распечатку сделать в мастерской — рисунок получится сочным, не смажется даже после стирки.

Ссылка на основную публикацию
Похожее